Назад к списку

Читающий мозг

Если в поисковике задать вопрос о пользе чтения для мозга, множество статей подробно расскажут вам, почему читать полезно.


Оказывается, чтение: 

  • даёт новые знания 
  • расширяет кругозор 
  • развивает память и воображение 
  • улучшает способности анализа и критического мышления 
  • снижает стресс и дарит расслабление 

Но самое главное – чтение стимулирует мозговую активность и формирует новые нейронные связи. Во время чтения происходит взаимодействие различных зон мозга, и в результате укрепляются связи между ними. Именно это способствует улучшению памяти, концентрации внимания, а также развивает интеллект, способность анализировать и синтезировать информацию. 

В процессе чтения различные части мозга работают вместе, как инструменты в оркестре, «расшифровывая» текст: 

  • Лобная доля — обрабатывает речь, отвечает за беглость чтения, грамматическое использование и понимание, позволяет понять простую и сложную грамматику на родном языке. 
  • Височная доля — отвечает за фонологическое осознание и декодирование / различение звуков. 
  • Угловая и супрамаргинальная извилина служат в качестве «интеграторов чтения», своеобразными проводниками, которые соединяют различные части мозга вместе, чтобы выполнить действие чтения. Эти области мозга соединяют буквы «д», «о» и «м» в слово «дом», которое мы в итоге можем прочитать вслух. 

Приведу несколько цитат из книги Нормана Дойджа «Пластичность мозга». 

«…по мере обучения нейронов и повышения их эффективности у них появляется способность и к более быстрой обработке информации. Это означает, что скорость нашего мышления тоже может меняться. Скорость мысли крайне важна для нашего выживания. События нередко происходят очень быстро, и если мозг обрабатывает информацию медленно, то он может упустить что-то важное. Появление более быстрых нейронов обеспечивает увеличение скорости мышления, что немаловажно, так как скорость мысли — значимая составляющая ума.
Тесты для оценки коэффициента интеллектуальности (IQ) определяют не только вашу способность найти правильный ответ на вопрос, но и то, сколько времени вам для этого требуется».

«… в зрелости мы редко беремся за задания, требующие большой концентрации внимания, редко пытаемся освоить новую сферу знаний или овладеть новыми навыками. Такие виды деятельности, как чтение газеты, работа по хорошо знакомой специальности и использование родного языка, связаны, главным образом, с повторным использованием освоенных навыков, а не с обучением. Именно поэтому изучение нового языка в зрелом возрасте способствует улучшению и сохранению памяти в целом. Это занятие, требующее высокой концентрации внимания, активирует систему управления пластичностью и поддерживает ее в хорошей форме для сохранения чётких воспоминаний любого типа

Чтобы ваш мозг продолжал жить, вы должны учиться чему-то действительно новому, требующему высокой сосредоточенности».

В отношении развития языковых навыков самый надёжный приём – чтение связных текстов, законченных произведений (рассказы, повести, романы). Художественная литература помогает узнать и запомнить новые слова, улучшить грамматику и синтаксис, расширить кругозор.

Помимо всего перечисленного, чтение – необходимый элемент подготовки к написанию текстов. С точки зрения методики обучения иностранным языкам, чтение считается пассивным, а письмо – активным навыком. Однако эти навыки тесно связаны между собой, так как невозможно научиться полноценно излагать свои мысли в письменном виде, не читая другие тексты. При этом от качества читаемого текста зависит не только словарный запас, но и структура вашего мышления. Мозг имеет свойство само-обучаться, поэтому чем лучше образец, тем лучше воспроизводимый результат. 

Таким образом, очевидно, что чтение позволяет лучше понимать и использовать родной или изучаемый язык, развивает навыки восприятия и обработки информации, стимулирует мозговую деятельность. 

Что делать, если нет привычки к чтению и/или оно даётся с трудом? Можно натренировать свой мозг и развить соответствующие навыки – для этого надо просто регулярно читать и, желательно, выполнять упражнения, например, такие как этот отрывок из моего мини-курса по домашнему чтению. 

Ну а если мне так и не удалось убедить вас в пользе чтения, посмотрите вот это видео, где Татьяна Владимировна Черниговская (российский учёный в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания, академик Российской академии образования) говорит о том, как развивать мозг, память, внимание и логику. 


Некоторые материалы для данной статьи были найдены на сайте https://www.fastfword.com. Однако прошу обратить внимание, что моя статья не является рекламой данного метода, так как лично я убеждена, что правильное и внимательное отношение к обучению чтению на основе применяемых у нас в стране методик на уровне начальной школы обязательно приведёт к успеху. Просто надо регулярно заниматься и выполнять все рекомендации учителя.