Назад к списку

Слушать и слышать – как?

Эта статья из рубрики «спрашивали? отвечаем!»
Вот один из наиболее часто встречающихся вопросов: 







Что делать? 

Для начала давайте вспомним, что словарный запас бывает двух видов – активный и пассивный. 

Пассивный запас (это слова, которые мы понимаем, когда слышим их или читаем) всегда больше активного (слова, которые мы активно используем в устной и письменной речи). То есть, мы всегда и на любом языке понимаем значительно больше, чем говорим и/или пишем. 
Это нормально и так у всех.Соответственно, для увеличения своего активного словаря необходимо работать над расширением пассивного словарного запаса. Это как два сообщающихся сосуда – чем больше в одном (большем) сосуде, тем больше в другом (меньшем).
 Однако, в нашем случае надо не только увеличивать активный словарный запас, но и научиться слЫшать и узнавать слова, быстро интерпретировать их значения с тем, чтобы адекватно реагировать и формулировать свои ответные реплики.

Соответственно, надо

1) Повторять вслух слова и целые предложения, с которыми вы работаете. Так вы привыкните к себе, говорящем на другом языке, научитесь слышать себя, ваше ухо привыкнет к новому, а речевой аппарат научится правильно воспроизводить звуки и произносить слова.
Как это делать? В гугл/яндекс или в других словарях или переводчиках использовать кнопку: 
                                                                                                                                 по схеме «нажал на кнопку  прослушал произношение  повторил вслух» 

2) Диктант – самый лучший способ работать с языком на начальном этапе. Проверено неоднократно на практике. 100%-ный результат.
Однако далеко не у каждого есть возможность (и желание) нанимать учителя для диктантов.
Поэтому я предлагаю делать это самостоятельно.
Для этого надо (а) подобрать подходящий вам по уровню и по тематике учебный материал и
(б) выполнять действия строго в соответствтии с нижеприведённым алгоритмом.


Алгоритм работы с аутентичными аудио/видео материалами: 

  1. Прослушать аудиозапись/посмотреть видео без опоры на текст, в текст не смотреть, а постараться понять что это и о чём;
    можно в этом режиме прослушать два-три раза, но не более. 
  2. Диктант – останавливать запись и записывать на бумаге то, что получается услышать;
    незнакомые слова можно смотреть в словаре, а если записать не получается (не понимаешь смысл) – оставлять пустое место.
  3. Проверить себя – сверить свой диктант и оригинал (если это видео, к которому нет текста, то можно вместо текста использовать субтитры). 
  4. Заполнить свои пропуски, посмотреть в словаре и выписать новые незнакомые слова
    (лучше слова на разных языках писать разным цветом – например, на английском языке синим, а на русском – зелёным). 
  5. Прослушать аудиозапись/посмотреть видео снова, без опоры на текст
  6. Прочитать текст вслух вместе с диктором (или последовательно: нажимать на паузу и повторять после диктора предложения), имитировать произношение. 
  7. Рассказать или пересказать (обсудить с кем-то) текст, ответить на простые вопросы и/или поделиться новыми словами, своими открытиями.

Материалы для диктанта – где? 

На наших занятиях мы используем короткие рассказы, составленные английскими лингвистами (подбираем по уровню).
Однако каждый может самостоятельно выбрать для себя подходящий материал (аудиокниги, видео-записи, сериалы и пр).
Для примера и для начинающих предлагаю несколько вариантов со ссылками на ютуб:

Muzzy 1 + 2 in American English

Goldilocks and The Three Bears

Learn English Through Stories Level 0 

The Adventures of Tom Sawyer

+ со ссылками на рутуб:

Muzzy in Gondoland 

Learn English Through Story Level 1 - A Trip to China

The Adventures of Tom Sawyers

Надеюсь, эти советы помогут вам решить все проблемы с аудированием и пониманием иностранной речи на слух.